Об утверждении инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2022 года
№ 117. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 апреля 2022 года № 27414
В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму», ПРИКАЗЫВАЮ:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятиях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
Министр образования и науки |
А. Аймагамбетов |
«СОГЛАСОВАН»
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета
национальной безопасности
Республики Казахстан
Приложение к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 марта 2022 года № 117
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки
Глава 1. Общие положения
Настоящая Инструкция не распространяется на объекты, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности которых регламентированы иными инструкциями по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными первыми руководителями государственных органов, в введении которых данные объекты находятся.
1) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
2) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимости людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
3) субъекты охранной деятельности – это специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации;
4) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, созданию угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
5) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
6) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
7) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;
8) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
9) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
10) объекты, уязвимые в террористическом отношении, – особо важные государственные, стратегические, опасные производственные объекты, а также объекты отраслей экономики, имеющие стратегическое значение, объекты массового скопления людей, охраняемые объекты, требующие обязательной организации антитеррористической защиты;
11) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.
Организация мер защиты строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.
1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, что достигается принятием мер по:
установлению пропускного режима на объектах и его неукоснительного соблюдения;
укреплению объекта в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект;
2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по:
контролю за обстановкой на объектах и близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;
профилактикой экстремизма (правовое просвещение, формирование негативного эмоционального отношения к экстремизму) среди обучающихся;
улучшением материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения объектов;
3) пресечение попыток совершения актов терроризма на объектах, что достигается принятием мер по:
осуществлению охраны объектов силами подготовленных сотрудников объекта или заключением договора с субъектами охранной деятельности;
организацией постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты посетителей и транспортных средств;
формированию у коллектива, в том числе педагогического, и обучающихся культуры безопасности, антитеррористического сознания;
контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объектов;
4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах, что достигается принятием мер по:
разработке алгоритмов реагирования на возможные угрозы террористического характера, адекватных особенностям объектов образования и науки;
соответствующей подготовке сотрудников субъектов охранной деятельности, сотрудников, обучающихся, а также родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;
организации своевременного оповещения уполномоченных органов, сотрудников, обучающихся, а также информированием родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников по их действиям в случае совершения акта терроризма на объекте;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта, его надлежащим хранением.
Выбор и назначение ответственного сотрудника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, наиболее соответствующих специфике антитеррористической деятельности.
Руководителем объекта издается соответствующий приказ, функция сотрудника включается в должностные обязанности.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
Проект договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности согласовывается с попечительским (родительским) советом.
1) организация санкционированного допуска сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), транспортных средств на объект или его части (зоны);
2) выявление на территории объекта лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые могут быть использованы для их реализации;
3) охрана объекта, защита (контроль) потенциально опасных участков объекта и критических зон, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
4) организация учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
5) надлежащее использование технических средств защиты, установленных на объекте согласно требованиям к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предусмотренным главой 6 настоящей Инструкции.
график работы сотрудников объектов и порядок их пропуска в рабочее и не рабочее время;
порядок пропуска на объект посетителей;
порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей;
перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты, если это не предусмотрено иными правовыми актами;
перечень потенциально опасных участков объектов (входные ворота, входная дверь, запасной выход, окна первого этажа, подвальное помещение).
участок доступа (устанавливаются не менее двух основных участков: первый участок - здания, территории, помещения доступ в которые сотрудникам, обучающимся, родителям и иным посетителям не ограничен; второй участок - здания и (или) помещения доступ в которые разрешен определенной категории лиц – электрощитовые, котельни, лаборатории кабинетов физики, химии, в вузах – помещения со сложным техническим оборудованием).
порядок пропуска воспитанников на объекты дошкольных организаций;
порядок пропуска обучающихся на учебные занятия, занятия внеурочной деятельности, кружков и секций, в течение перемен;
порядок пропуска родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников на объект образования;
места (основные и запасные) для осуществления массового пропуска обучающихся на занятия и порядок их контроля;
1) проверку соответствующих документов, удостоверяющих личность, при входе в организацию;
2) проверку соответствующих документов и характер ввозимых грузов при пропуске на территорию объекта автотранспортных средств;
3) проверку документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих объект по служебным делам, делать соответствующие записи в книге посетителей;
4) регулярный обход территории объектов на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
5) немедленный доклад руководителю объекта и своим непосредственным начальникам в охранном предприятии о всех обнаруженных нарушениях;
6) действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта, исходя из оснащенности конкретного объекта при выявлении лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию объекта и (или) совершить противоправные действия в отношении сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников, при обнаружении неизвестного автотранспорта, длительное время припаркованного в непосредственной близости у периметра объекта.
1) содержание входных дверей свободными для входа и выхода во время массового (общего) прибытия сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников на работу и занятия, и убытия их после окончания работы и занятий;
2) осуществление пропуска на объект родителей (законных представителей), иных представителей обучающихся и воспитанников согласно установленному порядку.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
1) сотрудниками объекта;
2) педагогами;
3) обучающимися и воспитанниками объекта, их родителями (законными представителями);
4) лицами, обеспечивающими безопасность объекта.
К профилактическим мероприятиям относятся действия педагогического состава по предупреждению и выявлению фактов нарушений обучающимися правил внутришкольного распорядка. Профилактические и учебные мероприятия с обучающимися объектов образования соответствуют возрасту воспитанников и обучающихся.
При проведении занятий с обучающимися, воспитанниками лицами не из числа педагогического персонала объекта образования, форма занятия, материал адаптируется под возраст обучающихся и воспитанников и согласовывается с руководителем объекта образования.
1) введении в регионе, где находится объект, одного из уровня террористической опасности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма": умеренный ("желтый"), высокий ("оранжевый"), критический ("красный") при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;
2) наличии информации о возможной угрозе совершения акта терроризма на объекте при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;
3) подготовке к занятиям, тренировочным мероприятиям, оценке действий подразделений, охраны и персонала объекта образования при координации оперативного штаба по борьбе с терроризмом;
4) подготовке к проведению охранных мероприятий при координации Службы государственной охраны Республики Казахстан.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) своевременного информирования территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения сотрудниками, учащимися, сотрудниками охраны оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
На объектах образования и науки, паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты государственных секретов или руководители объектов принимают меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защищенности объекта, контроле состояния антитеррористической защищенности объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Срок согласования проекта Паспорта не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления Паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.
При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта, срок доработки не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате не превышает 7 (семи) рабочих дней.
При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов.
При составлении одним правообладателем паспорт утверждается им по согласованию с другими правообладателями объекта.
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
При увеличении сроков разработки паспорта, внесения корректив в него руководитель объекта обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.
В паспорте сотрудником, ответственным за хранение, вносятся отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенные подписью руководителя объекта или лица, уполномоченного подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.
Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта с одновременной заменой электронного варианта паспорта.
1) не реже одного раза в пять лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием осуществляющих деятельность в сфере образования и науки
1) к первой группе относятся объекты образования с фактическим количеством персонала и обучающихся (воспитанников) до 300 человек;
2) ко второй группе относятся:
объекты образования с фактическим количеством персонала и обучающихся (воспитанников) от 300 до до 700, а также объекты образования с наполняемостью до 700 человек, расположенные в районных центрах и городах районного значения;
объекты науки с фактическим количеством персонала и сотрудников от 100 и выше;
3) к третьей группе относятся объекты образования с фактическим количеством персонала и обучающихся (воспитанников) более 700 человек, а также расположенные (независимо от наполняемости) в городах республиканского значения, столице, городах областного значения;
4) к четвертой группе относятся:
объекты науки независимо от количества персонала и сотрудников, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, а также использующие взрывопожароопасные вещества, прекурсоры, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, которые способствуют причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
административные здания Министерства, его Комитетов, территориальных подразделений и иных подведомственных организаций, независимо от количества сотрудников.
Турникет обеспечивает ручной и автоматический и (или) дистанционный способ открывания и блокирования устройства.
1) периметр территории, прилегающей к объекту;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) главный и запасные входы. На объектах образования оборудуются все входы, предназначенные для пропуска обучающихся на занятия;
4) места возможного массового пребывания людей на объекте. На объектах образования такими местами являются коридоры, спортивные и актовые залы, столовые, фойе, гардеробные, а также площадки для игр, спорта и отдыха, обустроенные на участках объектов образования;
5) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;
6) досмотровые помещения (комнаты), участки досмотра транспорта (при наличии);
7) помещения и территории по усмотрению руководителя (собственника) объекта.
1) места возможного массового пребывания людей на объекте;
2) главный и запасные входы (при наличии).
1) передачу визуальной информации с телекамер на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные на посте сотрудника по обеспечению безопасности;
2) работу в автоматизированном режиме;
3) возможность оценки ситуации на объекте в режиме реального времени;
4) срок хранения информации не менее 30 суток.
1) подачу звуковых и световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости и порядке осуществления эвакуации или блокировании в помещениях объектах, а также действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала, обучающихся и посетителей объекта. Системы оповещения об эвакуации и блокировании помещений отличаются сигналами.
Ограждением оборудуется периметр соответствующих объектов, имеющих территорию.
Ограждение имеет:
1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта;
2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;
3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.
Ограждение периметра соответствует следующим характеристикам:
1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон;
2) защищенность от индустриальных помех и помех, вызываемых транспортными средствами, воздействия птиц и животных.
Система связи обеспечивает двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и нарядами охраны на территории обслуживания, между нарядами охраны в пределах территории обслуживания.
|
Приложение 1 |
Варианты тематик занятий
Дошкольные организации:
Начальная школа:
Основная средняя школа:
Средняя школа:
Для руководителей и персонала организаций образования:
Для организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Казахстан:
В рамках проведения инструктажей:
В рамках проведения практических занятий:
1) действий при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
2) организации взаимодействия организации с территориальными органами внутренних дел, охраны при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании объекта;
3) организации оповещения персонала и посетителей объекта;
4) организации эвакуации персонала и посетителей объекта.
В соответствии с указанными мероприятиями, проводятся следующие тренировки по действиям:
1) персонала при получении сообщения о минировании объекта;
2) при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов;
3) при эвакуации людей.
|
Приложение 2 |
АЛГОРИТМ действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма
Глава 1. Общие положения
Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимально уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.
Принятие комплекса мероприятий по подготовке к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера направлено на обеспечение устойчивости функционирования организаций образования.
При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи.
Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:
появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;
неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки;
необоснованное вступление в контакт с персоналом и с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности;
проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации, о личности предъявителя;
сообщение администрации и персоналу объекта ложной информации;
изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.
На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.
Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.
Руководство мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищҰнности организаций образования осуществляется их руководителями в пределах компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера возлагается на руководителей организаций образования в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством.
Глава 2. Порядок действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании и на ее территории
Данный порядок руководителем организации образования доводится до каждого сотрудника, педагога, обучающегося и родителя (законного представителя).
обнаружение кем-либо из сотрудников, педагогов, обучающихся или воспитанников подозрительного предмета;
поступление угрозы по телефону или в письменном виде в организацию образования;
вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организации образования;
захват террористами в заложники сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников и/или в здании организации или на ее территории;
атака организации образования террористом.
на канал "102" органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
руководителю органа (отдела) образования.
Параграф 1. Обнаружение подозрительного предмета
Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии) пакетом.
выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;
обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);
принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.
сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);
перевести обучающихся, воспитанников на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 метров), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовыми дать показания, касающиеся случившегося;
опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;
зафиксировать время и место обнаружения;
оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;
не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина);
покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение.
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната– 50 метров;
тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;
взрывное устройство – не менее 200 метров;
пивная банка 0,33 литра – 60 метров;
дипломат (кейс) – 230 метров;
дорожный чемодан – 350 метров;
легковая автомашина – не менее 600 метров;
микроавтобус – 920 метров;
грузовая машина (фургон) – 1240 метров.
Параграф 2. Поступление угрозы по телефону в организацию образования
Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.
По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий),
темп речи (быстрый или медленный),
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом),
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
Важно обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса), характер звонка (городской, междугородный).
Необходимо зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством школы решений или совершения каких- либо действий.
По возможности в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщите на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству организации о телефонной угрозе.
Параграф 3. Поступление угрозы в письменной форме в организацию образования
После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
При этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку - ничего не выбрасывайте.
Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.
Незамедлительно сообщите на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112".
Параграф 4. Вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организаций образования
Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.
незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с обучающимися покидать здание;
при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, обучающимися, покиньте здание;
оставьте вещи и сумки;
не прячьте руки, держите их на виду.
В случае отсутствия возможности покинуть здание следует:
быстро выглянуть из кабинета, группы и направить всех обучающихся, воспитанников или сотрудников, находящихся в коридоре, в свой кабинет;
не впускать в кабинет, группу взрослых, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение;
плотно закрыть дверь, желательно на ключ;
закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;
поставить обучающихся, воспитанников у стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;
найти для обучающихся, воспитанников "Безопасный угол";
выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;
обеспечить тишину для обучающихся, воспитанников;
заполнить лист посещаемости (перечислить учеников, которых забрали из коридоров (как указано выше), и составить список обучающихся, воспитанников, которые должны находиться в данном классе, но отсутствуют.
Примечание: Перед выключением света сотрудники находят и держат в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех обучающихся, воспитанников.
обучающихся находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку, запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;
обучающихся, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие классы и выключить свет;
сотрудники и обучающиеся, воспитанники находящиеся вне здания организации образования, добегают до ближайшего безопасного места, останавливаются, занимают лежащее положение и не двигаются;
сотрудники и обучающиеся, которые находятся в туалетах закрывают кабинку и выключают свет;
все, кто находится в коридоре, немедленно проходят в ближайший класс и выключают свет;
медицинские работники, работники столовой, вспомогательный персонал остается в помещении, в котором они находятся, закрывают двери и выключить свет;
обучающиеся и сотрудники библиотеки остаются в библиотеке. Библиотекари закрывают двери, находят для детей и для себя безопасное место и выключают свет.
Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.
не паниковать, во всем слушать сотрудников и педагогов школы;
незаметно покинуть объект, при невозможности - укрыться в безопасном месте;
заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя или педагогов.
выявить вооруженного злоумышленника;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров).
Параграф 5. Захват заложников в организации образования
организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;
незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о захвате сотрудников, педагогов и обучающихся в заложнике;
пытаться выяснить требования захватчиков;
обеспечить взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
- организовать защиту находящихся рядом обучающихся, воспитанников. По возможности предотвратить их попадание в заложники, незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
не паниковать, сохранять выдержку и самообладание;
старайтесь найти безопасное место;
помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения;
не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови;
во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
по возможности держитесь подальше от проемов дверей и окон.
не вступать в переговоры по собственной инициативе;
будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров.
Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия.
Не привлекать внимания своим поведением.
Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.
Запомните, как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения).
Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).
При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.
Не пренебрегайте пищей, какой бы она ни была.
При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.
Главное не паниковать, даже если стороны противника перестали себя контролировать.
Расположитесь подальше от окон, дверей.
При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;
если есть возможность, необходимо держаться подальше от проҰмов дверей и окон.
Параграф 6. При стрельбе внутри организации образования и на ее территории
организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;
незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о перестрелке;
принять меры по защите жизни и здоровья обучающихся, сотрудников, педагогов.
при стрельбе на улице не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской;
не поднимайтесь выше уровня подоконника;
не разрешайте обучающимся входить в класс, со стороны которого слышны выстрелы.
При стрельбе на улице, ложитесь на землю и постарайтесь отползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка), если такого поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно.
Когда все утихнет, сможете подняться и, изменив маршрут, добраться до места назначения.
Параграф 7. При взрыве здания организации образования
организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;
незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о взрыве здания;
организация действий воспитанников, обучающихся, сотрудников и педагогов на защиту их жизни.
лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон;
укрыться под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки, люстры;
не выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов;
оказавшись в темноте, не стоит чиркать спичками - может возникнуть утечка газа;
выходить из здания надо, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. Надо пригнуться, прикрыть голову руками - сверху могут посыпаться обломки и стекла.
Оказавшись на улице, отойдите от здания, следите за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, так как при обрушении дома поднимается густая туча пыли, вызывающая панику.
Параграф 8. При атаке организации образования террористами
организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;
незамедлительная передача информации в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей и собственной безопасности.
организовать защиту находящихся рядом обучающихся: незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
выявить по внешним признакам приверженца/ев нетрадиционных течений;
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
одежда, не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть элементы самодельного взрывного устройства (СВУ);
торчащие из-под одежды элементы СВУ, провода, тумблеры, выключатели;
наличие в руках больших сумок или баулов, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;
осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;
использование камуфлированной форменной одежды, в которой могут присутствовать различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора).
Глава 3. Практические мероприятия по предупреждению актов терроризма в организациях образования и на ее территории
знать самим и доводить до сведения сотрудников, обучающихся требования руководящих документов в сфере противодействия терроризму;
организовать взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел по вопросам реагирования на возможную террористическую угрозу;
регулярно проводить практические тренировки по отработке алгоритмов действий с участием сотрудников, педагогов, обучающихся и при необходимости их родителей (законных представителей);
определить ответственное должностное лицо за реализацию мер антитеррористической защиты организации образования.
планировать и проводить занятия по вопросам противодействия терроризму с сотрудниками, педагогами и обучающимися;
не менее 2-х раз в полугодие планировать и проводить тренировки с сотрудниками, педагогами и обучающимся по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории учреждения;
представлять руководителю предложения по вопросам совершенствования мер противодействия терроризму и обеспечения безопасности сотрудников, педагогов и обучающихся;
ежедневно осуществлять контроль за состоянием объекта организации образования;
обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением.
следить за освещением территории организации образования в темное время;
обеспечивать своевременный вывоз мусора с территории организации образования;
обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением.
включать в годовые и месячные планы воспитательной работы проведение мероприятий с участием обучающихся, педагогов и сотрудников организации образования с сотрудниками правоохранительных органов на темы: "Внешние признаки террориста", "Как выглядит самодельное взрывное устройство", "Что делать, если в школе стреляют", "Меры первой медицинской помощи при различных травмах", "Психологический портрет лица, вынашивающего противоправные намерения", "Опасность экстремистских организаций", "Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях".
обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
выявлять обучающихся, склонных к насильственным акциям;
предупреждать и выявлять факты нарушения отдельными обучающимися правил внутришкольного распорядка, вовлечение их в экстремистские организации и реакционные религиозные секты;
принимать деятельное участие в практических тренировках по отработке алгоритмов реагирования на террористические проявления;
вносить предложения по совершенствованию маршрутов эвакуации, повышать личную стрессоустойчивость и способность управлять в кризисной ситуации.
обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
знать номера телефонов экстренных служб;
ежедневно контролировать выдачу ключей от учебных помещений педагогам и сдачу ключей после окончания занятий и наведения порядка в учебных помещениях;
организовать взаимодействие с участковыми инспекторами и инспекторами по делам несовершеннолетних по отработке подозрительных посетителей организаций образования.
обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
прибывать за 30 мин до начала занятий в организации образования;
осуществлять контроль за работой дежурных педагогов и организацией пропуска обучающихся;
информировать руководителя объекта и охрану о попытке проникновения лиц с подозрительной ручной кладью (тяжелые сумки, ящики, большие свертки).
обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
прибывать на свои рабочие места за 15 минут до начала занятий с целью проверки их состояния на предмет отсутствия посторонних и подозрительных, предметов и для подготовки их к занятиям (работе);
педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними учебных помещениях (классах, кабинетах), получать и сдавать ключи вахтеру;
ответственным дежурным контролировать уборку учебных классов после окончания занятий.
прибывать в школу заблаговременно с целью своевременной подготовки к началу занятий.
при пропуске на территорию учреждения автотранспортных средств, проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов;
особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих школу по служебным делам, делать соответствующие записи в книге посетителей;
ограничить пропуск в здание школы посторонних лиц (выяснение причин);
держать входные двери здания свободными для входа и выхода во время массового (общего) прибытия сотрудников, педагогов и обучающихся на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий. В остальное время суток входные двери открываются охранником по звонку прибывшего;
после окончания рабочего дня регулярно проверять внутренние помещения организации образования и каждые два часа обходить территорию учреждения, обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы;
о всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю организации образования и своим непосредственным начальникам в охранном предприятии.
Примечание: Каждый сотрудник и обучающийся при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщает об этом директору школы или его заместителю по безопасности.
Глава 4. Порядок действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Параграф 1. Возникновение пожара (взрыва)
немедленно сообщить об этом по телефону в государственную противопожарную службу (далее - ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112;
принять посильные меры по спасению и эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей,
проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);
при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции;
выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию пожара и задымления помещений здания;
осуществлять общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения ГПС;
обеспечить соблюдение требования безопасности сотрудниками, принимающими участие в тушении пожара;
организовать встречу подразделений ГПС и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и противопожарного водоснабжения;
По прибытии пожарного подразделения руководитель организации образования информирует руководителя тушения пожара о конструктивных особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых веществ – и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, безопасности.
немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее - ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;
прекратить занятие, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна;
выдать обучающимся имеющиеся в кабинете средства защиты;
соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести учащихся на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из школы согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к школе, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
осуществить перекличку обучающихся, о ее результатах доложить руководителю организации образования и информировать родителей;
одеть воспитанников и вывести из групп, провести перекличку.
обучающиеся, услышав тревогу о пожаре, по указанию преподавателя, покидают кабинет и здание, согласно плану эвакуации;
в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;
при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;
не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации;
в случае отсутствия рядом сидящего согруппника на месте сбора, немедленно сообщите педагогу или сотруднику организации образования.
немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее - ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;
задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о возникновении возгорания;
начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в тушении.
Параграф 2. Внезапное обрушение зданий и сооружений
немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;
организовать немедленную эвакуацию учащихся и персонала с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
в ходе проведения эвакуации пресекать панику и давку в проходах;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;
организовать перекличку сотрудников, воспитанников и обучающихся.
постарайтесь как можно быстрее покинуть здание;
обучающимся действовать по указанию педагога;
покидая помещение спускайтесь по лестнице;
не создавайте панику и давку при эвакуации;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможностей;
оказавшись на улице не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство и в места эвакуаций;
при отсутствии возможности покинуть здание, займите самое безопасное место: проемы и углы капитальных стен, под балками каркаса;
если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит от падающих предметов и обломков;
держитесь подальше от окон и электроприборов.
немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112, назвав адрес и номер объекта, место обрушения;
задействовать системы оповещения объекта и проинформировать об обрушении и порядке действия;
начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения возникших в результате обрушения;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место обрушения на плане;
после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в проведение аварийно-спасательных работ.
дышите глубоко, не поддавайтесь панике и страху;
перевернитесь лицом вниз и постарайтесь перебраться в более безопасное место (углы завала);
осмотрите себя и по возможности окажите себе первую помощь;
с осторожностью максимально расширьте пространство вокруг;
подайте сигнал, с помощью ритмичного стука металлическими предметами;
обнаружив узкий выход протиснитесь через него, расслабив мышцы и прижав локти к телу;
не впадайте в отчаяние и ждите помощи.
Параграф 3. Возникновение аварий с выбросами в атмосферу сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ (СДЯВ)
немедленно сообщить об этом в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;
принять посильные меры по спасению, эвакуации и недопущению заражения среди сотрудников и учащихся объекта;
при необходимости укрыться в подвальном заглубленном помещении;
проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);
приостановить работу систем вентиляции для недопущения распространения облака заражения;
выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию облака заражения;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
ограничить вход в здание объекта;
определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;
организовать перекличку сотрудников, педагогов и обучающихся;
прекратить занятия, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна;
выдать учащимся имеющиеся в кабинете средства защиты (ватно-марлевые повязки);
соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести обучающихся на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из школы согласно утвержденному плану эвакуации;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности.
При эвакуации из здания соблюдать следующие правила:
двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;
не прислоняться к стенкам и не касаться окружающих предметов;
не наступать на встречающиеся по пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;
не снимать средства индивидуальной защиты;
не принимать пищу, не пить воду;
следовать к месту сбора, расположенного на безопасном расстоянии от здания;
провести перекличку обучающихся и доложить руководителю организации образования.
обучающиеся, услышав сигнал оповещения о выбросе СДЯВ, следуют указаниям педагога;
надеть ватно-марлевую повязку;
не паниковать и не устраивать давку при эвакуации;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности.
При эвакуации из здания соблюдать следующие правила:
двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;
не прислоняться к стенкам и не касаться окружающих предметов;
не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;
не снимать средства индивидуальной защиты;
не принимать пищу, не пить воду;
следовать к месту сбора, расположенного на безопасном расстоянии от здания;
в случае отсутствия рядом сидящего согруппника на месте сбора, немедленно сообщить педагогу, сотруднику или руководителю организации образования.
немедленно сообщить руководству, а также в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112, назвав адрес и номер объекта, и информацию о произошедшим;
задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о выбросе СДЯВ;
начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
организовать встречу спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место выброса на плане;
после приезда спасателей необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в мероприятиях по обеззараживанию.
Глава 5. Практические мероприятия по обучению сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования способам защиты и действиям в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1) обучение правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) совершенствование практических навыков в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
3) практическое усвоение в ходе учений и тренировок, порядка действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ.
знать самим и доводить до сведения сотрудников, обучающихся требования руководящих документов в сфере гражданской защиты;
организовать взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, гражданской защиты по вопросам реагирования на возможные чрезвычайные угрозы;
регулярно проводить практические тренировки по отработке алгоритмов действий с участием сотрудников, педагогов, обучающихся и при необходимости их родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 июля 2020 года № 494 "Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20990);
определить ответственное должностной лицо за реализацию мер гражданской защите.
планировать и проводить занятия по вопросам гражданской защиты с сотрудниками, педагогами и обучающимися;
не менее 2-х раз в полугодие планировать и проводить тренировки с сотрудниками, педагогами и обучающимся по действиям при возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций;
представлять руководителю предложения по вопросам совершенствования мер гражданской защиты и обеспечения безопасности сотрудников, педагогов и обучающихся;
ежедневно осуществлять контроль за состоянием объекта организации образования.
следить за освещением территории организации образования в темное время;
обеспечивать беспрепятственный проезд специальной и аварийно-спасательной техники на территорию организации образования;
обеспечивать своевременный вывоз мусора с территории организации образования;
обеспечить надлежащее состояние средств защиты (пожарные краны, огнетушители и электрощиты).
включать в годовые и месячные планы воспитательной работы проведение мероприятий с участием обучающихся, педагогов и сотрудников организации образования, правоохранительных органов и органов по вопросам гражданской защиты.
принимать деятельное участие в практических тренировках по отработке алгоритмов реагирования на чрезвычайные ситуации;
вносить предложения по совершенствованию маршрутов эвакуации, повышать личную стрессоустойчивость и способность управлять в кризисной ситуации.
знать номера телефонов экстренных служб;
ежедневно контролировать выдачу ключей от учебных помещений педагогам и сдачу ключей после окончания занятий и наведения порядка в учебных помещениях.
прибывать за 30 мин до начала занятий в организации образования;
осуществлять контроль за работой дежурных педагогов и организацией пропуска обучающихся.
прибывать на свои рабочие места за 15 минут до начала занятий с целью подготовки к занятиям (работе);
педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними учебных помещениях (классах, кабинетах), получать и сдавать ключи вахтеру;
ответственным дежурным контролировать уборку учебных классов после окончания занятий.
прибывать в школу заблаговременно с целью своевременной подготовки к началу занятий.
1) закрыты и опечатаны чердачные, подвальные, подсобные помещения и запасные выходы из зданий организации образования, а пути их не захламлены для беспрепятственного доступа в то или иное помещение;
2) хранить в определенном месте (пост охраны, вахтер) дубликаты ключей от эвакуационных выходов и других вспомогательных помещений;
3) быть опечатанными все пожарные краны, огнетушители и электрощиты.
Глава 6. Телефоны служб экстренного реагирования
6 9. При готовящемся или совершенном преступлении немедленно сообщите об этом в территориальные органы Комитета национальной безопасности или Министерства внутренних дел по месту жительства, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты.
Телефон дежурной службы Комитета национальной безопасности: 110
Телефон единой дежурно-диспетчерской службы: 112
Телефон противопожарной службы:101
Телефон дежурной службы органов внутренних дел: 102
Телефон скорой медицинской помощи: 103
|
Приложение 3 |
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
(титульный лист)
______________________________________________________________
(наименование организации)
Журнал № ___ учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г. (внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктажи
№ п/п |
Дата проведения инструктажа |
Ф.И.О. (отчество при его наличии) и должность инструктируемого |
Вид инструктажа |
Ф.И.О. (отчество при его наличии) и должность лица, проводившего инструктаж |
Подпись инструктируемого |
Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Раздел 2. Занятия
Подпись лица, проводившего занятия.